Olga Danilkina (citizen_ka) wrote,
Olga Danilkina
citizen_ka

Category:

“Новые молодые”

Последнее время я все чаще слышу, что моего блога не хватает, чему я искренне приятно удивлена :) А еще последнее время у меня совсем не хватает его - этого времени - на собственные хорошо структурированные тексты, а мыслей, которые хочется обсудить - все больше. По этим двум причинам снова здравствуйте!



Одна из тем, которая унесла в долгие размышления и дискуссии с коллегами - это молодое искусство. Повод к ней - открывшаяся на прошлой неделе в ФК Екатерина выставка “Говорит Москва”

подробнее о ней - на офиц.сайте фонда

познакомиться с основными работами, если не дошли или нет возможности - можно в нашем фотоотчете


Примерно за последний, кажется, год отчетливо заметно следующее: количество выставок современного искусства в Москве постоянно растет, причем значительная их часть - это выставки художников локальной сцены, а в ней значительная часть - это так называемые “молодые художники”. Причем это уже не просто маркер “до 35”, к которым за восемь (восемь!!!) лет уже приучила нас Биеннале молодого искуссва, а именно новая генерация выпускников последних лет, которые начали активно работать не больше двух-трех лет назад. То есть тут мы четко отделяем “новых скучных” и “новых сердитых”, а также всех остальных поколения 00-х от еще более молодых их коллег - поколения 10-х. Для ясности можно обозвать их под общую моду “новыми молодыми” :)


Последний год “новые молодые” небольшими стайками группировались то тут, то там - на институциональных школьных площадках, под крылом частных меценатов и в модернизированных выставочных залах за ТТК. Это были чаще всего не очень удачные выставки, скорее мини-смотры, на которых можно было отметить пару-тройку новых имен, за которыми впоследствии хочется следить. Но что-то здесь было не так :)


И вот на “Говорит Москва” это “не так”, кажется, сформулировалось: смотреть такие выставки так же, как и все остальные, больше невозможно. Спрашивается, почему их вообще изначально хочется смотреть так, как и все остальные, а не каким-то особым образом? Потому что такого, кажется, еще не было :) В отличие от Биеннале молодого искусства, они особенно никак не обозначены. У нас ведь и парочка ЖЖ (Жиляев, Желудь) до сих пор молодыми через раз обзываются, а разница между “новыми молодыми” и всеми остальными “новыми” постарше огромная.


Кстати, на этой выставке присутствует работа Ани Желудь, одна из ранних. И вот это присутствие ранних работ уже довольно продвинутых авторов (напр. Желудь, Йоффе) как бы делает выставку смотром искусства молодого как такового - и от авторов 00-х, и 10-х. Эта, простите, феноменализация молодого структурно наводит на мысль о том, что это какое-то особое искусство, которое нужно особенно смотреть.


Но и это не главное. Введение в экспозицию работ авторов постарше сработало на контрасте: работы новеньких отличаются в разы, они совсем другие, и часто не в лучшую сторону, вернее, они часто очень сырые. В массе своей одномерные, построенные на сочетании контрастного или на очевидных метафорах, эти работы вызывают впечатление “нарочито студенческой выставки” (как написала одна художница в комментариях на facebook). И снова - единицы, за которыми хочется последить. И это вполне нормально для любой студенческой выставки, и их должно быть много, просто, кажется, так много студенческих выставок Москва еще не видела :)


Казалось бы - ну и что? А вот что: мне кажется, дальше их будет больше, и смотреть на них так, как обычно, невозможно :) И у меня здесь, скорее, не утверждение, а море вопросов:


  1. То, что они так рано выставляются и их выставляют - может быть, это перемены в самой системе “выращивания” искусства?


  2. Какова в этой новой системе роль критика, куратора, галериста и прочих игроков относительно художника?


  3. Как в конце концов профессиональному зрителю смотреть на это искусство, как его оценивать и какое уделять ему внимание? И нужно ли отделять его от всего остального?


  4. И есть ли тут разница между теми “новыми” старенькими и “новыми молодыми”, или мне все это померещилось?

Tags: новые молодые, современное искусство, фонд культуры екатерина
Subscribe

  • Пространства теплых чувств

    Кирилл Гаршин В ВЗ Росизо в Люблино открылась выставка молодого воронежского художника Кирилла Гаршина. Крупненькая живопись из двух серий -…

  • Фотопост: I Hate Biennale (Основной проект, часть 1)

    Запоздалые снимочки с биеннальки. Дойдя до третьего зала, ейбогу, готова была расплакаться, обнаружив там тучу видео, на просмотр которых ресурсы сил…

  • Фотопост: Некрореализм @ ММСИ

    "Некрореализм переворачивал узаконенное в советской культуре отношение к смерти, как к единственно возможной героической «смерти за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments